Проверка Контрольно-счетной палаты

Основания проведения, полномочия, рекомендации.

1. Контрольно-счетная палата (КСП).

Контрольно – счетная палата (КСП) это орган внутреннего и внешнего финансового контроля, аудиторы, призванные независимо проводить проверки расходования бюджетных средств и распоряжения казной, в том числе движимым, недвижимым имуществом.

Цель их деятельности — выявление фактов хищения бюджета.

Во главе системы стоит Счетная палата Российской Федерации, в субъектах – региональные палаты, а на местах – муниципальные. При этом, счетные палаты разных уровней не подчиняются друг другу и подотчетны только представительной власти.

2. Полномочия контрольно-счетной палаты.

Деятельность этого органа в первую очередь направлена на контроль за расходованием бюджетных средств, имущества.

Но в связи с тем, что их конечным получателем всегда является предприниматель, как правило, в отношении него также проводится встречная проверка.

Таким образом, если вы являетесь стороной по муниципальным, государственным контрактам, получателем субсидии либо иным образом получили бюджетные деньги, а также используете муниципальное, государственное, федеральное имущество – автоматически оказываетесь в зоне досягаемости счетной палаты.

Основные полномочия органа финансового контроля раскрыты в ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Полный же перечень прав и обязанностей контролеров отражается в положениях отдельно взятого органа.

Основными задачами КСП являются:

выявление фактов необоснованной приемки выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам;
выявление фактов заключения договоров между бюджетными, казенными, унитарными предприятиями и субъектами бизнеса в обход предусмотренных законодательством процедур.
Что нужно знать о проверках счетной палаты?

Результаты проверок проявляются не сразу. В связи с этим, категорически нельзя «вестись» на убеждения аудиторов о необходимости подписания составленных ими документов, так как: «для вас никаких последствий не будет». Последствия будут — не сомневайтесь.
До момента возбуждения административного либо уголовного дела в связи с выявленными нарушениями может пройти внушительный промежуток времени. Причина в том, что счетная палата далеко не всегда самостоятельно принимает меры реагирования. Чаще всего, материалы проверки направляются в профильный правоохранительный орган (всегда – в прокуратуру, а копию, как правило, в ФСБ РФ, МВД РФ, в зависимости от того, по чьей инициативе начата проверка и какого характера нарушения выявлены).
Пукнт 1 статьи 17 Закона о контрольно-счетных органах устанавливает обязанность доводить до сведения руководителей проверяемых органов и организаций акты, составленные при проведении контрольных мероприятий. Таким образом, настаивайте на том, чтобы вас ознакомили с актом.
Всегда предоставляйте свои замечания к акту проверки. Непредставление замечаний принимается как согласие с актом.
Пункт 2 статьи 17 Закона о контрольно-счетных органах закрепляет важное право проверяемого лица — на обжалование действий (бездействия) контрольно-счетных органов.
Если вы не согласны с результатами проверки необходимо понять, к каким последствиям может привести составленный акт и направить свои действия именно на недопущение негативных последствий.

Помочь вам в этом можем и мы

Иногда для этого приходится инициировать смежные судебные процессы, в которых посредством независимой судебной экспертизы опровергаются обстоятельства и выводы, изложенные в акте счетной палаты.

Заявления о признании недействительными самих актов, поданные в судебном порядке, не подлежат удовлетворению поскольку акт КСП не является ненормативным, либо нормативным актом.

Однако, существуют иные правовые механизмы, как можно в судебном порядке признать незаконными действия контролеров.

3. Рекомендации при проверке контрольно-счетной палаты.

Обеспечьте присутствие адвоката при проведении проверки.
Внимательно отнеситесь к предоставляемым проверяющим документам. Не направляйте документов больше, чем требуют и не представляйте документы, которые у Вас истребуют за рамками предмета проверки.
Изучите предмет проверки.
Не соглашайтесь с выводами проверяющих о нарушениях, только исходя из их убеждений об отсутствии правовых последствий для вас.
Добейтесь получения копии акта проверки либо отчета, представления, предписания. Незамедлительно примите меры к опровержению ложных фактов, описанных в акте проверки.

Автор: Анатолий Железняк