Последние новости

Блог

Проверка Контрольно-счетной палаты

Полномочия счетной палаты, рекомендации госслужащим во время проверки и по обжалованию отчета.

Контрольно – счетная палата (КСП) это орган финансового контроля, аудиторы, призванные независимо проводить проверки расходования бюджетных средств и распоряжения казной, в том числе движимым, недвижимым имуществом.

Нужно помнить, что счетная палата — это госорган, где существуют свои показали эффективности работы, главный из которых – выявление фактов хищения, неэффективного использования бюджетных средств и имущества.

К проверкам контрольно-счетной палаты, управления финансового контроля, казначейства и других органов финансового контроля необходимо относится с крайней внимательностью, потому что:

1) Отчет, составленный по результатам проверки будет направлен в прокуратуру для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц состава уголовного, административного правонарушения, а также обращения в суд с иском о взыскании с должностного лица материального ущерба, причиненного бюджету.

2) Бесконтрольно проведенная проверка вверенного вам учреждения может закончиться необоснованными выводами, опровергнуть которые в ходе следствия, либо рассмотрения дела в суде будет сложнее.

3)  Контролеры финансовых органов не связаны административной, уголовной ответственностью за необоснованные выводы в отчетах. В тоже время, их отчеты принимаются правоохранительными органами за достоверную информацию и редко проходят перепроверку.

4) Формулировки органов финансового контроля о неэффективности бюджетных расходов, не подтверждении принятых и оплаченных работ не всегда соответствуют фактическим обстоятельствам. В тоже время, органы следствия и прокуратуры рассматривают такие выводы как прямое указания на наличие в действиях должностных лиц составов преступлений: 285, 286, 293 УК РФ.

5) Наличие разногласий к отчету не гарантирует отсутствие уголовно-правовых и административных претензий.

6) Часто инициатором проверки являются правоохранительные органы, в связи с чем выводы по ее итогам могут быть ангажированными, так как у всех свои показатели работы.


Контрольно-счетная палата

Права сотрудников контрольно-счетной палаты при проведении проверки закреплены в соответствующем правовом акте той палаты, которая проводит проверку в отношении вверенного вам учреждения.

Законодательство о КСП не централизованно и состоит из федерального, регионального и муниципального уровней. На каждом из них существует своя счетная палата, подотчетная органу законодательной власти.

Внесудебное обжалование действий счетной палаты возможно именно в законодательный орган власти, либо в прокуратуру.

В ходе проверки, инспектора, аудиторы счетных палат вправе запрашивать сведения, информацию у учреждений и организаций всех форм собственности. Исполнение требований является обязательным.

По этой причине, при проверке обоснованности затрат на приобретение товаров, работ, услуг, счетная палат будет проводить встречную проверку в отношении подрядчиков, исполнителей контрактов.

При отсутствии надлежащего бухгалтерского учета у подрядчиков и исполнителей, в отчете счетной палаты могут быть выводы о не подтверждении бюджетных затрат и необоснованной приемке товаров, услуг.

Итогом таких формулировок может явиться уголовное дело по ст.ст. 285, 286, 293 УК РФ.

Также важно помнить, что за любые выявленные нарушения по итогам проверки, ответственность будет нести руководитель учреждения, либо его заместитель, реже – начальник, заместитель начальника подразделения.

Рекомендации руководителям бюджетных учреждений

1) В структуре учреждения должен быть специалист, обладающий познаниями в уголовном праве и процессе, законе об оперативно-розыскной деятельности, а также в административном праве, в обязанность которого будет входить сопровождение любых финансовых проверок учреждения и анализ возможных последствий для руководства и сотрудников.

Часто эту функцию исполняет адвокат, по заключенному с учреждением соглашению об оказании юридической помощи.

Также при привлечении адвоката к проверке, последний может подготовить заключение/рецензию на составленный счетной палатой отчет, для более эффективного опровержения необоснованных выводов органов финансового контроля.

Помощь адвоката либо иного специалиста в области уголовного права и процесса понадобиться также в случае привлечения к проверке сотрудников территориального подразделения ЭБ и ПК МВД России, а также иных правоохранительных органов.

2) В ходе проверки у руководителей и сотрудников учреждения могут брать объяснения. Помните, что даже в таком случае у каждого лица имеется право воспользоваться услугами адвоката, либо отказаться от дачи объяснений, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

При недостаточности надлежащих доказательств нарушениям, выявленным счетной палатой, именно объяснениями госслужащих стараются закрепить сделанные выводы.

Финансовые контролеры убеждают, что никакого негативного эффекта от признания ошибки в объяснениях не будет. И действительно, по итогам проверки от счетной палаты приходит представление либо предписание. Но затем отчет направляется в правоохранительные органы и результат оценки ваших объяснений может быть более жестким.

Отказ от дачи пояснений – резкая мера и входить в конфликт с проверяющими лучше только в крайней ситуации. Лучше всего – попросить поставить письменные вопросы, ответы на которые дать после совещания с вышестоящим руководством и адвокатом.

3) Проверки в учреждениях, активно исполняющих функции муниципальных, государственных заказчиков проводятся регулярно. В связи с этим подготовьте должностные инструкции сотрудников таким образом, чтобы не допустить привлечения к ответственности лиц, которые фактически не участвуют в проверяемых счетной палатой процессах и не принимали решений, за которые придется нести ответственность.

4) В отношении подрядчиков и исполнителей по муниципальным, государственным контрактам и их субподрядчиков также возможно проведение встречных проверок, с привлечением сотрудников правоохранительных органов. О начале проверки в отношении учреждения обязательно уведомьте всех заинтересованных лиц, в том числе вышестоящее учреждение и руководство.

5) На стадии подписания отчета по итогам проверки и составления акта разногласий – нельзя признавать те нарушения, которые фактически не были допущены.

Уговоры инспекторов счетной палаты о необходимости экономии бюджетных средств, последующем возврате от исполнителей контрактов необоснованно полученных денежных средств и даже объявление вам благодарности за содействие, закончатся уголовным делом, либо иском прокурора о взыскании с руководителя учреждения ущерба в порядке регресса.

6) Предписание счетной палаты может быть обжаловано в порядке, установленном законом, в соответствии с которым действует проверяющая вас палата, либо в суд.

В некоторых случаях, исполнение предписания может быть лучшим средством защиты от негативных последствий, чем его обжалование. Например, если вам вменяется оплата работ, которые по мнению счетной палаты фактически не были выполнены. В такой ситуации целесообразно в судебном разбирательстве с подрядчиком установить обстоятельства, имеющие значения для дела.


 Адвокат Анатолий Железняк

Узнать о возможности заключения соглашения об оказании юридической помощи при проведении финансовой проверки, а также о подготовке заключения/рецензии на отчет счетной палаты можно по телефону: +7 (495) 155 82 71.


Адвокатский кабинет Анатолия Железняка